Колеса и их функция в авто
Колесо — элемент ходовой части, который связывает автомобиль с дорогой. Благодаря им осуществляется движение, распределяются вертикальные нагрузки, воспринимаются удары от дороги. Более того, ведущие колеса создают тяговое усилие, а управляемые — обеспечивают маневренность.
Именно от колес зависит управляемость и устойчивость транспортного средства, поэтому не стоит недооценивать это «элемент».
Состоит колесо из шины и колесного диска.
Колесный диск — основа для монтажа шин и передачи на ее вращения от оси. Автомобильные диски бывают литые и штампованные (в народе железные диски).
Автомобильное колесо состоит из двух частей – колесного диска и шины. Выделяют 2 вида дисков — легкосплавные и стальные. В стальных вариантах обод и диск соединяются сварным способом, а вот легкосплавный представляет собой единое целое. Крепится колесный диск на оси колеса благодаря ступице. Крепление может быть шпилечное (грузовые авто) или болтовое (легковые).
Обод выполняет соединительную роль шины с диском и имеет довольно сложную поперечную форму. Обод легковых авто имеет утопленный центр с кольцевым выступом по сторонам, бортом и полкой. Выступ фиксирует шину на ободе, а на полке располагается борт шины. Полка может быть разных размеров:
- · Стандарт
- · Плоский
- · Расширенный
Колесный диск разница характеристиками:
- · Ширина обода
- · Диаметр диска
- · Выступ колеса
Она выполняет самую важную функцию — обеспечивает сцепление авто с дорогой, определяя устойчивость авто и его управляемость. Кроме того, шина выдерживает массу транспортного средства.
Легковые автомобили оснащаются бескамерными шинами (шины с покрышками), а герметичность их обеспечивается благодаря конструкции покрышки. Состоит она из следующих элементов:
- · Брекера
- · Протектора
- · Каркаса
- · Боковины
- · Борта.
Каркас — силовая часть, которая принимает внутреннее давление воздуха и предает его от внешних сил. Состоит каркас из определенного количества слоев корда ( от 1 до 10). Корд, изготовленный из синтетического волокна или стали, натянут радиально, за счет чего и снижается напряжение в нитях.
Большинство автомобилей сегодня комплектуется радиальными шинами
Брекер — слои корда, которые располагаются между протектором и каркасом. Он защищает протектор от отслоения, амортизирует ударные нагрузки.
Протектор — наружная часть покрышки, которая обеспечивает сцепление шины с дорогой. Состоит он из слоя резины, а снаружи имеет рельефный рисунок. Место соединения протектора и боковины называется плечом протектора. На боковину, как правило, наносят маркировку.
В зависимости от условий использования выделяют типы шин: летние, универсальные, повышенное проходимости, зимние, всесезонные. Протектор постоянно подвергается износу и его степень определяет длину тормозного пути. Например, 1 мм износа увеличит тормозной путь на 15 %, поэтому стоит очень строго следить за состоянием колес.